На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

The World Of Music

229 подписчиков

Nigel Kennedy (Найнджел Кеннеди)

 

 Найджел Кеннеди появился на свет 28 декабря 1956 года в английском городе Брайтоне. Оба его родителя были музыкантами. Джон, виолончелист Royal Philharmonic Orchestra, оставил жену еще до рождения сына и вскоре эмигрировал в Австралию. Силла зарабатывала на жизнь, давая уроки игры на фортепиано.

Денег на няню не было, и маленького Найджела приходилось брать с собой. Он буквально рос «под роялем». Неизбежно наступил момент, когда он из-под рояля выполз и начал пробовать пальчиками клавиши. Матушка не сомневалась в музыкальной одаренности сына и, как только он начал проявлять интерес, стала обучать его. В шесть лет он был зачислен в музыкальный класс школы Arundel, но одновременно отправился на прослушивание в школу Иегуди Менухина(фото). Великий артист разглядел в скромном (тогда еще) мальчике большой потенциал и принял его. Матери он сообщил, что Найджел получил стипендию на обучение. Только после смерти Менухина обнаружилось, что Мастер самолично оплачивал обучение юного Кеннеди из собственных средств.

    Вскоре после этого Силла вторично вышла замуж и сменила место жительства. Вдали от родных и с не особенно любимой скрипкой в качестве основного инструмента, Найджел не был слишком прилежным учеником, но зато со страстью отдался изучению музыки во всей ее полноте. «Мне гораздо больше нравилось играть на фортепиано, на котором я сразу мог добиться относительно достойных созвучий. Когда вы учитесь играть на скрипке, вы слышите кошмарный скрежет. И еще вы можете издавать только одну мелодическую линию, без гармонии.

Фортепиано - другое дело: можно быстро научиться играть осмысленные мелодии». Единственное утешение Найджел находил в конфетах, которыми его угощала учительница, как только ему удавалось хоть немного продвинуться в обучении.

     Другая музыка становилась все притягательнее для юного Кеннеди. Личность великого учителя сама по себе была этому стимулом, ведь не кто иной как Иегуди Менухин познакомил западный мир с Востоком, популяризировав Рави Шанкара (фото) задолго до Beatles, и «свел» классику с джазом, записав в разные годы четыре альбома со Стефаном Граппелли. Найджел слушал джаз, от Колтрейна и Коулмена до Монка и Майлза, и джаз-рок: Mahavishnu Orchestra, Сантану, Билли Кобэма. В один прекрасный день Граппелли собственной персоной явился в школу своего друга - и Найджел обрел еще одного учителя и покровителя. Старому джазмену было не в тягость таскать сорванца по клубам, играя джаз в две скрипки. Найджел отсыпался на уроках. Менухину приходилось время от времени разбираться с делами своего протеже… Уже позднее Кеннеди как-то опоздал вовремя внести квартплату, будучи пьян, и владелец недвижимости отправил счет сэру Иегуди. Менухин ответил открыткой: «Дорогой Найджел! Я ничего не имею против выпивки. Но, прошу тебя, НИКОГДА не кури!»

     В 16 лет Найджел окончил школу и отправился продолжать обучение в престижнейшей школе Julliard в Нью-Йорке у знаменитой Дороти Дилэй. Конечно, он продолжал играть в джазовых клубах, набираясь опыта - а нахальства ему уже тогда было не занимать. «В школе Иегуди нас учили, что на свете нет ничего невозможного. Я наивно заявлялся в черные клубы. Во-первых, я был белый; во-вторых, англичанин; в-третьих, тинейджер; и в-четвертых, играл на скрипке - что за инструмент для гарлемской публики! Но если ты научился справляться с ТАКИМИ ситуациями, нет причин не верить в себя». Нью-Йорк оказался благосклонен к Найджелу: Джульярд он закончил с максимальным баллом, впервые за всю историю школы; и ему даже довелось выступить вместе с Граппелли на сцене Карнеги-холла.

    Через три года, по окончании школы, Кеннеди вернулся в Лондон. Не сразу ему удалось «пробиться» в качестве солиста. В 1977 году Найджел дебютировал на сцене Royal Festival Hall в скрипичном концерте Мендельсона (скачать 1ю часть, mp3.), выступал с Берлинским филармоническим в 1980 году и с оркестром лондонской филармонии под руководством Риккардо Мути. Добрым волшебником опять выступил Менухин, предложив Найджелу исполнить скрипичный концерт Элгара в Алберт-холле. За пультом стоял сам маэстро, который в свое время прославил этот концерт, играя с оркестром под управлением самого Элгара. После первого выступления Найджел продолжил исполнять концерт уже под управлением Вернона Хэндли и Чарльза Гроувза. Его трактовка произвела впечатление, и довольно скоро был заключен записывающий контракт с EMI Classics. (Не устаю восхищаться прозорливостью A&R-менеджеров EMI: едва ли не половина всех великих музыкантов записывалась у них, едва ли не половина всех великих альбомов за 110 лет отмечена печатью технического совершенства EMI). Скрипичный концерт Элгара  в 1984 году стал первым в каталоге записей Кеннеди и принес ему первые награды - 1985 Gramophone Record of the Year с пятикратным отрывом от следующего номинанта, Лучший классический альбом года в Британии - и первое место в английском классическом топе. Он также стал первым рекордом Кеннеди по количеству проданных экземпляров - триста тысяч дисков мало кому известного молодого артиста что-нибудь да говорят о качестве музыки.

    Найджел, привыкший к вольной атмосфере джаза, чувствовал себя все более скованным рамками консервативного мира классической музыки. Но время для открытого бунта еще не настало. Пока что его репутация укреплялась, один за другим выходили диски: скрипичный концерт Чайковского в 1986 году; концерты Уолтона для скрипки и альта в 1987; скрипичный концерт (IIIя часть, mp3.) и 5 симфония Сибелиуса в 1988 году и в этом же году - скрипичные концерты Мендельсона и Бруха (скачать в mp3.). Последний принес ему еще один золотой диск. И уже на обложке этого альбома, одного из самых восхитительных в музыкальном плане, мы видим Найджела в привычном теперь облике - в одежке с барахолки и с «перьями» на голове. В это же время он отказывается откликаться на имя «Найджел», называя себя просто «Кеннеди». Совсем еще молодой парень (хотя ему уже 32), не очень уверенно глядящий с обложки, еще не знает наверняка, насколько круто он перевернет классический мир через год, но уже вполне готов к этому.

    А через год были «Времена года» (скачать mp3.) Вивальди в сопровождении Английского камерного оркестра, невероятный взрыв популярности, шесть месяцев на вершине классического топа Англии, запись в книге рекордов Гиннесса и неслыханные два миллиона проданных дисков. (С тех пор цифра еще приросла и теперь превышает три миллиона - самый продаваемый альбом классической музыки и по сию пору). Говорить об этом концерте нет смысла, его нужно слышать, а еще лучше видеть - великолепная видеозапись бережно передает каждый коллективный вздох блестящего оркестра, не нуждающегося в дирижере, каждое движение души невероятного солиста, полностью погруженного в музыку, играющего без нот, на память, с закрытыми глазами…

     Критики воспевали трактовку Кеннеди; он получил вторую Brit Award; дважды выступил для членов королевской семьи; видеозапись концерта также обрела свои награды; и наконец-то залы на его выступлениях были переполнены. Материальный успех позволил Найджелу выкупить в собственность скрипку, на которой он играл, Cathedrale работы Антонио Страдивари - как только он стал ее владельцем, он незамедлительно обменял ее на Lamont, рожденную в 1736 году скрипку Джузеппе Гварнери дель Джезу, в которую буквально влюбился годом ранее. (Недавно хулиган Кеннеди перекрестил свою красавицу стоимостью в миллион фунтов в… Kylie). За Вивальди последовали еще два диска: скрипичный концерт Брамса (скачать в mp3.) с Лондонским филармоническим под управлением Клауса Теннстедта в 1991 году и с ним же - Бетховен в 1992. Оба они моментально стали золотыми. Но Кеннеди чувствовал, что в исполнении классической музыки он достиг своего предела. И он объявил о своем уходе от активной концертной деятельности. Формальным поводом стала необходимость второй хирургической операции на шее - боль давно мучала его и стала причиной отмены нескольких концертов - но в действительности Найджел хотел получить возможность в тишине обдумать свой дальнейший путь, записать диск собственных сочинений, поиграть с рок-музыкантами. Пять лет он скрывался от света юпитеров, играл в маленьких клубах, Оксфорде и Кембридже, сочинял, просто жил. Вначале он планировал издать альбом вариаций на музыку Джими Хендрикса (это был не первый «отход» от чистой классики - альбом джазовых стандартов «Kennedy Plays Jazz» вышел в 1984 году, в 1986 году был записан диск с музыкой Бартока и Эллингтона «Mainly Black» - переработкой сюиты «Black, Brown & Beige», и на концертах на «бис» Кеннеди давно уже исполнял джазовые композиции). Однако проблемы с наследниками Хендрикса не позволили осуществить проект в то время. Кеннеди не унывал: «Ладно, отложим Хендрикса на потом - этот альбом я могу записать хоть в восемьдесят лет, потому что Джими - классический композитор, как Бах или остальные». Вместо этого он собрал своих друзей, у многих из которых уже успел отметиться на дисках, и записал альбом «Kafka». Запись заняла четыре месяца, в ней приняли участие Дэнни Томпсон, Ману Катче, Донован, Джейн Сиберри, Нана Васконселос, Джон Этеридж. Сам Кеннеди играл не только на акустической и электрической скрипке и альте, но также на фортепиано, мандолине и даже саксофоне. В композиции «Melody In The Wind» Найджел уступил ведущую партию своему учителю в музыке и в жизни, Стефану Граппелли; их трогательный дуэт - украшение диска. Самый искушенный слушатель затруднится точно определить жанр этого альбома. Не джаз-рок, но и не джаз, в основном электрический, но местами просто эфирный, с необычными вокальными партиями на полузнакомом языке, с родным Кеннеди кельтским духом, с великолепной скрипкой, порой неотличимо имитирующей электрогитару - с восхитительными мелодиями, классными музыкантами и безупречно продуманной концепцией - это, безусловно, один из лучших электрических альбомов всех времен...                продолжение                                                             

наверх