В апреле 1997 года Кеннеди вернулся на классическую сцену. Невзирая на разгар предвыборной кампании, первые полосы английских газет были оккупированы заголовками «Kennedy is back!». Триумфальные гастроли по всему миру, восторг аудитории и восхищение критики, запись нескольких альбомов - новая версия концерта Элгара под управлением Саймона Рэттла, вместе с воздушной «The Lark Ascending» Воэна Уильямса, в 1997 году; альбом-посвящение великому скрипачу и композитору Фрицу Крейслеру в 1998; великолепнейшая коллекция классических миниатюр «Classic Kennedy» в 1999 (мгновенно взлетевшая на первое место в чарте).
Наконец, в 1999 году настало время «Hendrix Concerto» - вначале именно в концертном варианте, сперва с камерным оркестром в Германии, затем в составе группы из восьми музыкантов, включавшей гитариста Soft Machine Джона Этериджа, две виолончели, бас, флейту и гобой. Кеннеди написал партитуры для всех инструментов, кроме струнных и гитары - их партии были полностью импровизационными. Диск вышел в том же году и оказался одним из самых захватывающих экспериментов. Абсолютная противоположность стандартному трибьютному альбому - не просто новая аранжировка, но полная деконструкция и рекомпозиция, открывшая такие глубины новаторской музыки Хендрикса, о которых сам Джими мог не иметь полного представления, совершенно отличная по форме от оригинала и совершенно родственная ему по духу. Немногие с первого раза распознают в трактовке Кеннеди «Fire» или «Purple Haze» - но тому, кто готов слушать одновременно головой и сердцем, откроется гармоничность и многозначность этой сверх-авангардной музыки. Альбом посвящен памяти недавно умершего Граппелли.Символично, что именно Хендрикс стал источником вдохновения для Кеннеди: насколько Джими был революционером в роке, настолько же Найджел стал революционером в классике.
Сотни классных и десятки отличных гитаристов в одночасье стали звучать серо и уныло после «Hey Joe». Они не перестали играть, просто теперь это уже была музыка прошлого века. Сотни классных и десятки отличных скрипачей тоже не перестали играть после взлета Кеннеди - но на фоне его умной, страстной, огненной, свободной, очень мужественной и невероятно точной игры они звучат почти ученически, шаблонно, скованно… В технике Кеннеди отчетливо слышны интонации обоих его великих учителей - но, свободное дитя свободного века, он превзошел даже их. (Единственный раз за все время изложения я высказываю собственное личное мнение; согласитесь вы или нет, но в определенном смысле Кеннеди - лучший музыкант нашего времени. Его виртуозная техника, столь легкая на первый посторонний взгляд, при внимательном рассмотрении совершенно непостижима. Голос скрипки Найджела Кеннеди, также как голос души Тима Бакли, одни могли бы стать оправданием существования человеческой расы. Слушая его, я вспоминаю знаменитую историю про Эйнштейна, впервые посетившего концерт Иегуди Менухина, когда тому было всего тринадцать лет. После концерта потрясенный Эйнштейн ворвался за кулисы и воскликнул: «Теперь я знаю, что Бог существует!» Теперь - и - я - знаю).После ошеломляющего «Hendrix Concerto» и восхитительного «Classic Kennedy» Найджел записал в 2000 году несколько более традиционных альбомов - дуэты с виолончелистом Линном Харреллом; не особенно выразительный оркестровый трибьют Doors, «The Doors Concerto», в котором он принял участие только в качестве исполнителя, сыграв партии чужого сочинения; и, впервые на записи со знаменитым Берлинским филармоническим, скрипичные концерты Баха. В следующем году он немного «сбавил обороты», стараясь проводить больше времени со своим сыном. Сарк Айвз Амадеус Кеннеди родился, когда Найджел и его подруга, Ив Уэстмор, уже собирались расставаться. Но Найджел не хотел, чтобы сын рос без него. Мальчик живет поочередно у матери и отца, с которым он проводит по меньшей мере 10 дней в месяц. Сейчас ему идет седьмой год, и Найджел собирается отдать его в частную школу: «Я, конечно, социалист и все такое, но я хочу, чтобы у парня были лучшие возможности с самого начала». Благодаря Сарку Найджел обрел свое нынешнее семейное счастье. Познакомившись на вечеринке со студенткой из Польши Агнешкой Шовниец («Я подумал - Бог мой! Какая красивая женщина»), он вспомнил про нее, когда малышу потребовалась няня. Живя в одном доме, Найджел и Агнешка постепенно сблизились и в прошлом году поженились. Сарк был единственным свидетелем на скромной свадьбе. Агнешке 25 лет, она изучает право в Лондоне. Все отмечают ее редкую тактичность и поразительную красоту, а Найджел хвалит еще и за бережливость. «Что мне нравится в ней, так это то, что она не тратит денег зря. Я не скряга, но сами посудите, как бы смотрелась женщина, одетая от Версаче или Гуччи, рядом со мной?» Найджел по-прежнему предпочитает одежду с блошиного рынка. Они живут поочередно в Лондоне, Малверне и Кракове. Здесь Найджел нашел свое новое вдохновение, а также новую работу - он стал художественным руководителем Польского камерного оркестра. Должность, которую до этого занимал Иегуди Менухин…
Суперзвезда и миллионер, Кеннеди каждый день отдает упражнениям на своей бесценной скрипке не менее трех часов. Он играет не более 40 публичных концертов в год, чтобы не потерять свежесть восприятия. Требовательный к себе, он требователен и к своим партнерам по концертной площадке. Не раз становились достоянием публики скандалы по поводу недостаточного времени для репетиций, предоставляемого английскими оркестрами. Однажды Кеннеди даже отменил по этой причине назначенное выступление на Gramophone Awards, сыграв вместо запланированного концерта для скрипки с оркестром сонату Баха для скрипки соло. С горечью он говорил о том, что большинство английских оркестров готовы довольствоваться второразрядной продукцией… Недавно Кеннеди выступил с беспрецендентным предложением: три года он будет выступать в Англии без гонораров, при наличии достойных репетиционных условий и возмещении затрат. Скептики сразу возразили, что запросы у Найджела ого-го какие, возмещение затрат уже влетит в копеечку: тут и шампанское определенной марки в номер, и увлажнители воздуха в каждом помещении… Шампанское, положим, не перевесит гонораров, а постоянная влажность нужна вовсе не Найджелу, а его возлюбленной «Кайли».
В 2002 году EMI Classics выпустила сборник «Nigel Kennedy’s Greatest Hits». «Когда ребята из EMI предложили издать сборник, я подумал: не самая лучшая идея. Я что, уже миновал свою вершину? Я отказался, парни не стали сердиться и настаивать. Но потом я начал размышлять: чего ты из себя примадонну строишь? Можно ведь рассматривать это и как повод для гордости. Много ли классических скрипачей имеют в своем активе хотя бы один «хит»? Так что я перезвонил парням и сообщил, что передумал». Приуроченный к двадцатипятилетию сценической карьеры Кеннеди, альбом вышел в однодисковом и двухдисковом вариантах. На обложке Найджел в боевой красно-синей раскраске, вцепившийся зубами в скрипку. «Пинок» в сторону Ванессы Мэй? Нет, просто это цвета любимой футбольной команды Кеннеди, «Астон Вилла», которой он предан настолько, что даже вошел в состав правления - верх конформизма для бунтаря и панка. В его гардеробе частенько есть что-нибудь красно-синее - то фирменный астонвилловский шарф, то носки разного цвета - один красный, другой синий, то еще более интимные предметы туалета. Правда, в последнее время «Вилла» выступает неважно, огорчая своего вице-президента… Помимо шокирующей обложки и коллекции уникальных фотографий, «Greatest Hits» ценен еще одной важной деталью: Кеннеди вернул себе имя! Теперь он опять Найджел. Ну, мы-то всегда это знали… В Германии вообще обозначение «Кеннеди» не в ходу: даже кассиры в филармониях кличут его исключительно по имени. На этом диске впервые проявляется новое увлечение Кеннеди - клезмер, музыка восточноевропейских евреев. Вместе с польским клезмер-трио Kroke он исполняет одну из жемчужин скрипичной музыки, «Чардаш» Витторио Монти. Безупречно канонический и непередаваемо прекрасный на «Classic Kennedy», на «Greatest Hits» этот номер искрится характерно еврейским юмором. Найджел очарован музыкой Kroke: «Эти парни звучат как целый оркестр!». Он выступает с ними на концертах в Лондоне, Варшаве, Кракове под оглушительные аплодисменты публики. В июне этого (2003) года выходит альбом «East Meets East - Nigel Kennedy and the Kroke Band». Еще один жест признательности Учителю - название перекликается с Менухинским «West Meets East». В альбом вошли как обработки народных мелодий, так и написанные в таком же духе собственные композиции (забавно подписанные Bawol/Kennedy/Kukurba/Lato) и одна вещь Горана Бреговича. В целом эта работа сильно отличается от других дисков Кеннеди. Если «Hendrix Concerto» - безусловно, музыка «для головы», «Kafka» - музыка для сердца, классические альбомы - музыка для души, то новый проект - в некотором смысле - музыка для тела. С первых звуков невозможно спокойно усидеть на месте. Даже если вы сможете удержаться от искушения пуститься в пляс, вы неизбежно будете притопывать ногой, хлопать рукой, покачивать головой под каждую мелодию, будь то «танец» или «плач». По «отдаленности» от привычного звучания Кеннеди этот альбом уступает только Hendrix Concerto.
Статья взята с сайта LastFM
ИСТОЧНИК автор: Ирина Мирзуитова.
=====================================================