На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

The World Of Music

228 подписчиков

Miles Davis (Майлз Дэвис) (26.05.1926 – 28.09.1991)

 

С середины 40-х до начала 90-х - без малого 50 лет продлилась творческая карьера Майлза Дэвиса (Miles Davis), пережившего несколько переломных эпох в интригующей истории джаза. С его потрясающим чутьем ко всему новому, Дэвис неизменно оказывался в самой гуще событий, когда речь заходила о новаторских находках или неожиданных поворотах в развитии современной музыки.

А сколько раз он сам становился инициатором нововведений - стилистических, исполнительских, жанровых или чисто технических. Без всякой натяжки можно сказать, что искусство джаза даже буксовало на месте в те периоды, когда "Черный принц" уходил в тень, когда болезнь мешала ему с полной самоотдачей толкать этот бурлящий таинственными страстями локомотив.

     Уже в 16 лет репутация бойкого трубача позволяла ему подрабатывать по выходным далеко за пределами города. Команда Blue Devils, возглавляемая Эдди Рэндлом (Eddie Randle), стала его первым серьезным коллективом. Дэвису тогда едва исполнилось 17 лет. Несколько часов катарсического шока пережил юный трубач, только что окончивший школу, в 1944 году. В Сент-Луис приехал на гастроли биг-бэнд под управлением Билли Экстайна (Billy Eckstine). Дэвис умудридся попасть на концерт и познакомиться с музыкантами. В коллективе играли тогдашние знаменитости - трубач Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и саксофонист Чарли Паркер (Charlie Parker), "архитекторы" новорожденного джазового стиля би-боп. Возникший на Манхэттене мятежный би-боп, с его быстрыми, изобретательными соло и динамичными ритмическими вариациями, навеянными африканской полиритмией, активно восставал против формальных аранжировок свинга сороковых годов.

Было что-то удивительное в том, с какой силой Дэвис увлекся творчеством Гиллеспи и Паркера. Ведь его собственный стиль, более неторопливый и сдержанный, заметно отличался от их манеры игры. Но би-боп был модной новинкой, и очарованный трубач был просто обязан освоить его. Надо было действовать решительно. В сентябре 1944 года Майлз Дэвис переезжает в Нью-Йорк и становится студентом Института музыкального искусства. Двери многих клубов на Манхэттене охотно раскрывались перед ним. Через несколько месяцев он уже играл вместе с Чарли Паркером, а к началу 45-го года окончательно распрощался с академическим курсом и стал зарабатывать на жизнь как джазовый музыкант. Бенни Картер (Benny Carter) принял его в свой джаз-бэнд, с которым он впервые записывался в студии. Дэвис играл и в команде Билли Экстайна, и в бэк-группе Чарли Паркера.В 1947 году Майлз Дэвис дебютировал как лид-трубач в студийных сессиях с участием саксофониста Паркера, пианиста Джона Льюиса (John Lewis), бас-гитариста Нельсона Бойда (Nelson Boyd) и барабанщика Макса Роуча (Max Roach). Пока что это был единичный случай, а в основном Дэвис работал в тени Паркера. И все-таки в бурлящем Нью-Йорке ему удалось сблизиться и плотно посотрудничать еще с целым рядом выдающихся музыкантов: Коулмэном Хоукинсом (Coleman Hawkins), Диззи Гиллеспи, Джорджем Расселом (George Russell), Иллинойсом Жаке (Illinois Jacquet), Джерри Маллиганом (Gerry Mulligan). Наконец, летом 1948 года музыкант решил кардинально изменить положение вещей. Он создал свой собственный джазовый коллектив с необычной духовой секцией. Шесть из девяти музыкантов были духовиками: кроме самого Майлза, в его нонете были задействованы альт-саксофон, баритон-саксофон, тромбон, французский рожок и туба. Используя аранжировки ДжилаЭванса (Gil Evans), джаз-бэнд в течение двух недель каждый вечер играл в нью-йоркском клубе "Royal Roost". Нужные люди оказались в нужное время в нужном месте - и джаз-бэнду Майлза Дэвиса удалось подписать контракт с лейблом Capitol Records.В январе 1949 года группа заняла студию, где провела первую из трех сессий, результатом которых стали 12 удивительных новых композиций. О том, что эти студийные бдения (продлившиеся до марта 1950 года) знаменуют поворотную точку в истории джаза, заговорят спустя годы, а поначалу записи не привлекли к себе особого внимания. Со временем, конечно, их расслабленный, мягкий стиль был высоко оценен многими музыкантами, вводившими эти треки в свой репертуар, среди которых - Кай Виндинг (Kai Winding), Ли Кониц (Lee Konitz), Джерри Маллиган, Джон Льюис, Джей Джей Джонсон (J. J. Johnson), Кенни Кларк (Kenny Clarke). Да и вся работа в целом оказала мощное влияние на развитие кул-джаза на Западном побережье. (В феврале 1957 года лейбл Capitol, наконец, опубликовал эти композиции, объединив их на одной пластинке, названной "Birth of the Cool".) Когда в 1955 году он поднялся на сцену джазового фестиваля в Ньюпорте, его исполнение "'Round Midnight" (см. видео ниже) произвело фурор. В это время Майлз Дэвис исповедовал в своем творчестве новый джазовый стиль, оставивший позади и би-боп и кул, - ритмичный, темпераментный, остро аранжированный, начало которому положило введение в джаз элементов современного госпела. Лейбл-мэйджор Columbia Records предложил музыканту престижный контракт, который позволил ему собрать постоянную группу. В состав новоявленного квинтета входили, кроме него, саксофонист Джон Колтрейн (John Coltrane), пианист Ред Гарланд (Red Garland), басист Пол Чэмберс (Paul Chambers) и барабанщик Филли Джо Джонс (Philly Joe Jones). Этот квинтет, равного которому на тот момент не было, сочетал ритмичные городские блюзы с гармоническими мелодическими фонами Дэвиса. Это была сенсация в мире джаза.

     В октябре 55-го музыкант начал подготовку пластинки "Round About Midnight", дебюта на новом лейбле. Параллельно ему приходилось отрабатывать предыдущий договор с лейблом Prestige, для которого он обязан был записать еще пять альбомов. Стоит ли говорить, что 56-й год выдался, хоть и вынужденно, необыкновенно продуктивным. Для компании Prestige Дэвис подготовил цикл высококлассных альбомов: "The New Miles Davis Quintet", "Cookin'", "Workin'", "Relaxin'" и "Steamin'". Так что творчество первого собранного им квинтета было задокументировано на редкость подробно. И на редкость удачно: в этот период Дэвис регулярно возглавляет рейтинги лучших джазовых исполнителей. В феврале 1957 года Capitol опубликовал пластинку "Birth of the Cool", зафиксировавшую самые первые сессии, а в мае музыкант снова скооперировался с аранжировщиком Джилом Эвансом, чтобы оформить новые идеи для следующего LP на лейбле Columbia "Miles Ahead". Дэвис солировал в биг-бэнде, развивая концепцию "Birth of the Cool", но наполняя ее новыми классическими обертонами. Пластинка "Miles Ahead", записанная с пианистом Уинтоном Келли (Wynton Kelly) и барабанщиком Артом Тейлором (Art Taylor), вышла в 1958 году. Через несколько лет альбом был представлен в Зале славы Grammy, созданном, чтобы увековечить записи, сделанные еще до учреждения премии в 1959 году. На этом диске, отразившем его глубокое понимание многообразной американской культуры, во весь голос зазвучала негритянская Америка - отдельный, совершенно самостоятельный мир, со своим мироощущением, имеющим равные права с любым другим взглядом на мир. Музыкант расширил состав своей группы, пригласив саксофониста Кэннонбола Эддерли (Cannonball Adderley), и переименовал команду в Miles Davis Sextet. В апреле 1958 года секстет записал лонг-плей "Milestones". Спустя какое-то время команда пережила еще ряд кадровых перестановок: ушедшего пианиста Реда Гарланда заменил БиллЭванс (Bill Evans), а вместо Филли Джо Джонса за барабаны сел Джимми Кобб (Jimmy Cobb). С обновленным коллективом Дэвис приступает к записи музыки из оперы "Porgy and Bess" (summertime, mp.3), одного из лучших своих произведений. Он подключает симфонический оркестр, а аранжировки доверяет неизменному Джилу Эвансу. Спокойные, богатые гармонии Evans, его новаторское использование духовых и язычковых инструментов в стиле Дюка Эллингтона оказали мощное влияние на Дэвиса. Вместе с Miles Davis Sextet музыкант начинает экспериментировать с тональностями и продолжает нащупывать новую стилистику во время студийных сессий в марте-апреле 59 года, когда создавался LP "Kind of Blue". Альбом знаменовал новую веху в современном джазе и оказался самой популярной работой Майлза Дэвиса за всю его карьеру. Со временем интерес к записи только возрастал (альбом фигурировал в джазовых чартах и в 70-е и в 80-е годы), и на сегодняшний день его тираж превысил два миллиона копий - цифра для джазовой пластинки фантастическая. Такую же фантастическую оценку получил альбом у профессионалов шоу-бизнеса: большинство критиков до сих пор считают "Kind of Blue" лучшим альбомом в истории джаза. Вступительный трек "So What" (скачать mp3.) десятки лет привлекает внимание других исполнителей, интерпретировавших его в многочисленных кавер-версиях....

                                         продолжение смотрите на сайте Music Library

=====================================================

Видео:

"'Round Midnight"

 

 

наверх