На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

The World Of Music

230 подписчиков

Эрик Клэптон / Eric Clapton

Э́рик Па́трик Клэ́птон (англ. Eric Patrick Clapton; 30 марта 1945, Рипли, Саррей, Англия) — британский рок-музыкант (композитор, гитарист, вокалист). Командор Ордена Британской империи. Его прозвище — «медленная рука» (англ. Slowhand). Клэптон стал одним из самых уважаемых и влиятельных музыкальных деятелей в эру рока. Его стиль со временем менялся, но он всегда держался блюзовых корней. Играл с блюз-роковыми командами (John Mayall's Bluesbreakers, The Yardbirds), с хард-роковыми (Cream), много работал сольно и как сессионный музыкант.

"Рок, как батарейка, должен периодически возвращаться к блюзу, чтобы подзарядиться" - так считает Эрик Клэптон - один из наиболее именитых и авторитетных гитаристов нашего времени, исполнитель, чье творчество стало школой и своеобразным эталоном для нескольких поколений рок-музыкантов. Несмотря на искреннюю и бережно хранимую любовь к блюзу, он никогда не был блюзменом-пуристом. Коллективы, участником которых ему довелось быть, играли тот самый рок, который получал мощную подпитку от блюза, да и его сольное творчество чистым блюзом не назовешь. Но все-таки, сам Клэптон всегда считал себя именно блюзовым музыкантом. Именно в этом качестве он и запомнился большей части публики и приобрел авторитет в музыкальных кругах, закрепивший за ним статус одного из величайших современных гитаристов. Но, несмотря на свой "звездный" статус, он всегда предпочитал оставаться в тени, подальше от шумных стадионов и громких мероприятий. И хотя он по сей день остается единственным музыкантом, дважды оказавшимся занесенным в "Зал Славы Рок-н-ролла" (первый раз как участник группы CREAM, второй - как сольный исполнитель), он более трех последних десятилетий спокойно и активно работает, не вызывая вокруг своей персоны ажиотажа, коммерческой суеты и бурных эмоций.

Эрик Клэптон (Eric Patrick Clapton) родился 30 марта 1945 года в Суррее (Великобритания). Он был незаконнорожденным сыном Патриции Молли Клэптон (Patricia Molly Clapton) и канадского солдата Эдварда Фрайера (Edward Fryer). Почти сразу же после рождения Рикки (так тогда звали будущего гитареро), его мать уехала в Германию, где вскоре вышла замуж, а Рикки остался на попечении бабушки с дедушкой. Свою мать он впервые увидел только в десятилетнем возрасте.

Будущий герой рок-сцены был скромным и прилежным мальчиком, хорошим учеником, начинающим художником, подающим большие надежды. По окончании школы он поступил в художественный колледж. Преподаватели не могли нарадоваться на скромного и интеллигентного ученика, а Эрик радовался жизни и поглощал знания огромными дозами. Но такая идиллия продолжалась недолго. Уже на втором курсе Эрик стал, что называется, "отбиваться от рук", и виной тому было его увлечение блюзом. В юности он до дыр заслушивал пластинки Big Bill Broonzy, Muddy Waters, Robert Johnson, Sony Boy Williamson… а увидев однажды по телевизору выступление Jerry Lee Lewis, принял решение научиться играть на гитаре. Кончилось тем, что в 17 лет он был отчислен из колледжа за то, что играл на гитаре на уроке.

Не особо раскаиваясь в содеянном, Эрик сконцентрировался на музыке. Днем он работал то грузчиком на складе, то чернорабочим на овощном рынке, а вечера посвящал обучению игре на гитаре. В то же самое время он играет в различных подростковых группах, две из которых CASEY JONES и ROOSTERS пользуются определенной популярностью в среде местных подростков. Именно тогда он заработал себе прозвище "Slowhand" за свою манеру медленно и плавно скользить кистью руки по грифу.

Когда Эрику исполнилось 18, он был приглашен в перспективную группу YARDBIRDS. Группа добилась довольно-таки впечатляющих результатов (как творческих, так и коммерческих), но ее дрейф в сторону поп-музыки вынудил Клэптона уйти. Несмотря на то, что группа играла очень интересную и инновационную по тем временам музыку, и коллеги Клэптона были профессионалами очень высокого класса, в 1965 году он все-таки вышел из состава YARDBIRDS, посчитав, что группа слишком далеко отклонилась от изначально избранной блюзовой линии.

Играя в YARDBIRDS, Клэптон впервые оказался на виду у широкой публики и был по праву признан одним из сильнейших гитаристов своего времени. Следующим этапом в его карьере стало присоединение к группе Джона Мэйолла (John Mayall) BLUESBREAKERS. Клэптон довольно-таки быстро добился доминирующего положения в группе, что не особо радовало Джона Мэйолла.

В результате, Клэптон проработал там меньше года, и с его участием был записан всего один альбом "Bluesbreakers With Eric Clapton". Пластинка добралась до шестого места в британских чартах, и она этого вполне достойна. Многие считают этот альбом лучшим не только в дискографии BLUESBREAKERS, но и в творчестве группы Джона Мэйолла вообще. Гитара Клэптона, который, очевидно, уже до конца осознал себя как вполне серьезного блюзмена, доминирует в музыке и великолепно передает те чувства и ощущения, которые хочет выразить с ее помощью исполнитель. Она ярко и колоритно звучит на фоне четкой и грамотной ритм-секции, а духовая секция и гармоника Мэйолла замечательно дополняют музыкальную картинку альбома. Это, пожалуй, единственная работа Клэптона, где он предстает в качестве чисто блюзового гитариста.

К 1966 году Клэптон уже имеет непререкаемый авторитет не только в кругах любителей блюза, но и у широкой публики. Уйдя от Мэйолла, он принимает решение основать новую группу, чтобы исполнять чистый блюз в духе Бадди Гая (Buddy Guy) и Мадди Уотерса (Muddy Waters). Для этой цели он приглашает своего бывшего коллегу по BLUESBREAKERS басиста Джека Брюса (Jack Bruce) и барабанщика Джинджера Бэйкера (Ginger Baker), с которым познакомился во время одного из выступлений BLUESBREAKERS. Клэптон тогда еще не знал о сложностях во взаимоотношениях Брюса и Бэйкера, успевших до этого поработать вместе в группе GRAHAM BOND ORGANIZATION. На первых же репетициях стало ясно, что с воспитанными на джазе музыкантами ритм-секции у Клэптона может получиться нечто большее, чем классический блюз, и он, увлекшись новыми идеями, вновь исполняет не совсем то, что ему хочется.

Трио под названием CREAM стало подлинным украшением рок-сцены шестидесятых. Именно там раскрылся талант Клэптона как импровизатора и генератора множества новаторских идей, которые вскоре будут взяты на вооружение многочисленными героями прогрессива и хард-рока. Джазовые и арт-роковые мотивы, наложенные на классическую ритм-знд-блюзовую основу, пришлись публике по вкусу, и CREAM по своему статусу не намного уступала BEATLES и ROLLING STONES.

Но Клэптон был снова недоволен. Его снова влекло к блюзовым корням, и, несмотря на ошеломляющий коммерческий успех, группа просуществовала всего три года, записав четыре замечательных альбома. В судьбе коллектива немаловажную роль сыграли так же постоянные склоки между Брюсом и Бэйкером, но основной бедой CREAM стала ее неестественно раздутая популярность. Музыкантов раздражали стадионные толпы, готовые съесть все, что ни преподнесет им модная и "крутая" группа, но мало интересующиеся идеями и чувствами исполнителей. Музыкантов так же сильно раздражали действия менеджмента, который, пытаясь выжать из группы как можно больше, вел себя, мягко говоря, не шибко порядочно.

Сбросив с себя обузу сверх-популярности, Клэптон облегченно вздохнул, и, мечтая обрести творческую независимость (хорошо заработав в CREAM, он мог себе это позволить), решил вести гораздо более спокойный и размеренный образ жизни. Реализовать свои творческие идеи он рассчитывал совместно со своим старым знакомым клавишником Стивом Уинвудом (Steve Winwood), который незадолго до этого распустил группу TRAFFIC, пользовавшуюся в Великобритании высокой популярностью. По настоянию Уинвуда, к ним присоединился и Джинджер Бэйкер. Коллектив окончательно сформировался, когда к нему был добавлен экс-басист группы FAMILY Рик Греч (Rick Grech).

Бывшие участники CREAM были несказанно довольны тем, что отделались друг от друга и от своей супер-группы, но зато поклонники коллектива, как впрочем, и его менеджмент, были (правда, по совершенно разным причинам) сильно раздосадованы таким поворотом дела. В этой атмосфере ситуация с BLIND FAITH (такое ироничное название придумал группе Эрик Клэптон) стала развиваться совершенно иначе, чем планировали музыканты. Публика требовала очередных кумиров, а хорошо "просекшие фишку" бизнесмены от рока, громко трубили о "Втором Пришествии CREAM". В общем, все возвращалось на круги своя: вместо спокойного творчества и выступлений в уютных залах перед внимательной и благодарной публикой, Клэптон снова вынужден был развлекать стадионные толпы, пришедшие "оторваться" и посмотреть на модную группу. Во время первых (и последних) американских гастролей, BLIND FAITH вызывала еще больший ажиотаж, чем некогда CREAM, и концерты не раз заканчивались погромом и драками зрителей с полицией.

После Америки, тур по Континентальной Европе стал для Клэптона и остальных настоящей отдушиной. Группа выступала в клубах и барах, где ее очень тепло и радостно принимала та самая внимательная и благодарная публика, которая была так по душе Клэптону.

К сожалению, за девять месяцев своего существования BLIND FAITH успела выпустить всего лишь один альбом. В целом, его можно охарактеризовать, как логичное продолжение CREAM. Гитара Клэптона все такая же мощная и "затейливая", Бэйкер не стал менее эмоциональным и виртуозным, а присутствие хорошего клавишника только украшает музыку и делает ее еще более живой и разноплановой. Единственное что отличает новое образование от CREAM, так это специфический вокал и неспособность Рика Греча, как басиста, полноценно заменить Брюса.
В продолжение турне по США Клэптон все больше времени проводил в джемах с семейным дуэтом DELANEY & BONNIE (Bonnie & Delaney Bramlett), сопровождавшим BLIND FAITH в качестве разогревающего состава. В конце концов, хорошо сработавшись с новыми товарищами, он понял, что со своей "СЛЕПОЙ ВЕРОЙ" пора завязывать. Работая с расширенным составом DELANEY & BONNIE, Клэптон был по-настоящему счастлив. Он был в своей стихии. Концерты, проходившие без шумной рекламы и без выпячивания его на первый план как фронтмена, работа в составе сплоченной команды, были ему как нельзя более по душе. В результате совместного турне с DELANEY & BONNIE был записан концертный альбом "On Tour With Eric Clapton And Friends", который получил хорошие рецензии.

Следующим этапом в музыкальной карьере Клэптона стала работа над первой сольной пластинкой, которая вышла в августе 1970 года. В работе над альбомом ему помогали музыканты из DELANEY & BONNIE. К сожалению, эта работа мало напоминала то, что Клэптон делал в CREAM. На сей раз, это был довольно-таки вялый и бледненький блюз-рок, а то и поп-рок, без каких-либо эффектных гитарных соло и ярких мелодий. Бэк-вокал супругов Бонни и Делани Брэлметт, которые еще год назад исполняли преимущественно поп-соул и госпел, так же оказал заметное влияние на музыку. В общем, тех, кто ожидал от новой работы "экс-бога" драйва, экспериментальности и блеска, ждало полнейшее разочарование. Расслабленный и усталый Клэптон совершенно не стремится подтвердить свой "звездный" статус.

 Он стал совсем другим. Может быть, он просто повзрослел, а может, наконец-то стал самим собой. Возможно, этот медлительный интеллигент, с рассеянным и отсутствующим взглядом и есть то, во что превратился тот самый созерцательный тихоня-ботаник, из которого нежданно-негаданно сделали "героя", "кумира", "бога"…

Затем был проект Эрика Клэптона DEREK & THE DOMINOS. Помимо музыкантов, участвовавших в записи его первого сольника, в проекте засветились такие звезды, как близкий друг Клэптона Джордж Харрисон (George Harrison) и гитарист ALLMAN BROTHERS Дьюэн Оллмэн (Duane Allman). Вышедший в декабре 1970 года альбом "Layla And Other Assorted Love Songs" был великолепен. Это очень симпатичный набор мягких и мелодичных песен, лишенных какой-либо агрессии. Даже слайд-гитара Дьюэна Олмэна, который всегда исповедовал очень мощную, иногда даже яростную, манеру игры, звучит очень мягко и нежно. Но, несмотря на всю свою "плюшевось", музыка полна эмоций, какого-то особого обаяния и шарма. В течение нескольких месяцев группа довольно-таки активно и успешно гастролировала, но, к сожалению, ее дискография пополнилась всего лишь одним живым альбомом "In Concert". Несмотря на успех альбома и сингла "Layla", группа очень быстро распалась.

Начало семидесятых - один из сложнейших периодов в жизни Эрика Клэптона. Помимо творческих неудач и околомузыкальных склок и скандалов, его посетила еще одна беда: пристрастие к героину сделало его практически неработоспособным. И в довершение ко всему, Клэптону не давали покоя проблемы в личной жизни. Сложные и длительные отношения с женой его близкого друга Джорджа Харрисона привели к тому, что в 1979 году он женился на Патти Харрисон, с которой развелся в 1988 году.

Все эти передряги, а так же соревнования по перетягиванию одеяла в группе, привели к тому, что Клэптон распустил DEREK & THE DOMINOS в самый разгар работы над вторым альбомом.
В течение нескольких лет Клэптон оставался в тени. Подавленный и обезволенный наркотиками, он ушел в себя и совершенно забросил сцену. Помог ему старый друг Пит Таушенд (Pete Townshend) из группы THE WHO. 13 января 1973 года прошел организованный Таушендом концерт в Rainbow Theatre в Лондоне, в котором, помимо Таушенда и Клэптона, приняли участие многие известные исполнители, в том числе Steve Winwood (TRAFFIC, BLIND FAITH, solo); Ron Wood (JEFF BECK GROUP, FACES, ROLLING STONES); Rick Grech (KGB, FAMILY, BLIND FAITH). Материал, записанный во время выступления, лег в основу пластинки "Eric Clapton's Rainbow Concert". Альбом, откровенно говоря, получился довольно-таки безынтересным, но он, тем не менее, ознаменовал возвращение Клэптона на большую сцену.

===================================================

продолжение...

Картина дня

наверх